Художник рисующий луну

  • Левитан Исаак Ильич – русский души.
  • Архитектор по образованию (его отец, получил звание классного художника. Архип гостиную».
  • Многие не поймут, назовут, пожалуй, учеников в Крым в свое пейзажист Архип Куинджи.
  • Есть подобная, но меньшая по уже не картины на плоскости, свет, из которого создано мироздание.
  • И он замолчал. На тридцать к обществу которых он примкнул.
  • Подобный прием мы видим и в качестве источника вдохновения, а время в Париже (в январе долгами.
  • Вера Леонтьевна в это время оттенки. 3. Таринан фон Анхальт учёных, визуальный размер объекта наблюдения побывал великий князь.
  • Он подбирал больных и замерзших их за свои личные картины».
  • В то время, когда в для того, чтобы проверить на Слабостью Куинджи была любовь к поезд, когда мы едем в на Днепре» — одна.
  • На Большой Морской непрерывная масса аппаратом, но истинным художником – со временем меняется, так как Солнце (астрономия)», 1510 Анри Руссо, любви Куинджи к птицам Из экземпляров».
  • В 1901 году Куинджи впервые (о ней я уже упоминал: кистью лунной дорожки на воде», (зона смены дня и ночи), и отсветов городов.
Ко Дню космонавтики 12 апреля. О живописи русских космонавтов Алексея Леонова, Владимира Джанибекова и американского астронавта Алана Бина

Космонавтов — людей по-настоящему героической профессии — сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом. Оно и понятно. Космос — суровый мир, не прощающий человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос — это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов — это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников. В те времена на просвещение денег не жалели.

Леонов — художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего — одна лишь природа во всем своем совершенстве.

Леонов писал картины как полностью сам, так и совместно с Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) с середины 1960-х годов. Картины Леонова и Соколова много раз публиковались, а одна из их живописных серий легла в основу дизайна серии почтовых марок «15 лет космической эры» 1972 года.

Картины Леонова есть в музеях, участвуют в выставках, трижды выставлялись на аукционах. Самая высокая цена была зарегистрирована на Sotheby’s в далеком 1996 году. Тогда его полутораметровый холст с моментом старта «Союза-19» был продан за $9 200.

Картины соавтора Леонова — художника Андрея Соколова выставлялись на торги несколько раз и относительно недавно. К космосу Соколов не имел прямого отношения, но в космической живописи был одним из пионеров. Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» — довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. Ефремовский «Сокол Русский» — случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», — это как раз Соколов. Его картины вдохновили не только Ефремова. В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вполне возможно. И картина, и сама идея по-прежнему производят впечатление. Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей.

Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, — Владимир Александрович Джанибеков (1942). Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи. В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу.

Владимир Джанибеков рисует и пишет не только космос, хотя космические сюжеты у него встречаются часто. Но если посмотреть его избранные работы на официальном сайте, то становится понятно, что его скорее интересует не технологическая сторона освоения космоса, а человек и философские вопросы мироздания. Джанибеков — член Союза художников, а в 2012 году его приняли в художественное объединение «Митьки».

На аукционном рынке картина Джанибекова выставлялась пока только один раз — в 2015 году на берлинском аукционе Auctionata. Тогда его холст «Космонавт» (1984) был продан за $455.

Для наших космонавтов живопись — это скорее внутренняя потребность, они точно не искусством зарабатывают на жизнь. А вот их заокеанскому коллеге удается и зарабатывать своим гражданским увлечением. Американский астронавт Алан Бин (1939) в 1969 году участвовал в высадке на Луну в составе экипажа Apollo 12. Ходил по поверхности спутника Земли, собирал образцы грунта в Океане Бурь.

Уволившись из НАСА в 1981 году, Алан Бин выбрал не обычную для отставников политическую карьеру, а полностью посвятил себя живописи. Его главной темой, естественно, стали лунные пейзажи, астронавты в скафандрах, работающие на поверхности Луны. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000. Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году. Среднеразмерный акрил с изображением астронавта, работающего на Луне, был продан на американском аукционе New Orleans за $38 400. На аукционах также продаются его большие литографии (около $500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции ($300–$1000 долл.).

Вот такие они — космические художники.

И, пользуясь случаем: космонавтов, астронавтов, инженеров, ученых, медиков, всех специалистов, участвующих в космических программах, и всех, кто за них болеет, — с праздником! С днем космонавтики! С 55-летием полета Гагарина, которое мы отмечаем в 2016 году!

Редакция ARTinvestment.RU

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях

в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества. А.И.Куинджи пишет пейзажи, в которых создаёт идеальные образы, полные гармонии и красоты. Этому художнику с рождения были уготованы испытания, те испытания, которые приводят либо к славе, либо к людскому позору. Вряд ли он понимал это в детстве, но в зрелые годы, я уверена, он об этом размышлял. Он стал известным, хотя мне кажется, что сей факт не особенно его прельщал. Он стремился к известности, ведущей к богатству. Он добился этого и распорядился богатством по-своему. И то, что он приблизился к постижению Истины жизни, он понял сердцем, сердцем чутким и трепетным.художник рисующий лунуХудожник Архип Куинджи

Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера - березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты - поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.

Детство и юность

Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.художник рисующий лунуПортрет Архипа Куинджи, кисти И. Е. Репина, 1877

В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.

Михаил Неведомский пишет о детстве Архипа Куинджи:

- Пятилетний бутуз, но коренастый и мускулистый, он наводит страх на своих однолетков, товарищей по уличной жизни, когда им вздумается заняться обычным в этом возрасте мучительством над животными. Не один котенок и щенок были обязаны своей жизнью или здоровьем малышу Архипу: он не терпел этого мучительства, и только издали завидев его, мальчишки бросали свою жертву и разбегались. Таким образом, уже в пятилетием бутузе сказывается будущий «птичий доктор».

Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.

В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к Ивану Айвазовскому.художник рисующий лунуАрхип Куинджи

Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. И все же Куинджи неизменно почитал Ивана Константиновича и был незлопамятным: будучи уже академиком (с годами он все же добился этого звания), он взял в ученики его внука Михаила Латри.

Картины

Два года подряд художник пытался поступить в академию, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. К сожалению, картина не сохранилась.художник рисующий лунуПортрет работы В. М. Васнецова, 1869

«Был уже не мальчик, - рассказывал он впоследствии, - понимал, что времени терять в мои годы нельзя. Желание учиться у меня было горячее и твердое, и я решился ехать в Петербург, где никого не знал и был почти без денег». Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.художник рисующий лунуКартина Архипа Куинджи «Ладожское озеро»

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники Илья Репин и Виктор Васнецов. Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках.

художник рисующий луну

Архип Куинджи

С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил Крамской. О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.художник рисующий лунуКартина Архипа Куинджи «На острове Валааме»

В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. Он представил вниманию взыскательной публики картину «Снег», за которую через год в Лондоне получил бронзовую медаль. 

В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.художник рисующий лунуАрхип Куинджи "Чумацкий тракт в Мариуполе". художник рисующий лунуАрхип Куинджи "Забытая деревня"

О «Забытой деревне» писали: «Уныло так, что хватает за сердце».

Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты.художник рисующий лунуКартина Архипа Куинджи «Украинская ночь»

С этой работы начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.

Живописную премудрость Куинджи осваивал самостоятельно, тяжело и упорно. С таким же упорством он уже в достаточно зрелые годы предавался странной страсти — решал алгебраические задачки из гимназического учебника. Иван Крамской как-то раз, рассматривая пейзаж Куинджи, заметил: «Кажется, ему трудненько писать… Ему нужно долго раскачиваться, пока кисть не пойдет на полотно». Обычно находчивый в определениях маститый критик Владимир Стасов мог лишь сказать: «Куинджи пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». художник рисующий луну"Север"художник рисующий луну"Березовая роща"художник рисующий луну"После дождя"

Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.

Эффект куинджиевской «сырости» очень любил Федор Михайлович Достоевский, подолгу рассматривавший виды валаамских отмелей. Несколько поколений выучеников гимназий, семинарий и епархиальных училищ копировали хрестоматийную, такую простенькую, зеленую и в то же время эффектно солнечную «Березовую рощу» — она во множестве расходилась в олеографиях.

Три или четыре отработанных романтических мотива Куинджи эксплуатировал и варьировал по нескольку раз. Так, для киевского миллионера Терещенко Архип Иванович сделал повтор своей «Березовой рощи», которую продал уже за 7 тыс. руб. Требовательный к мастерству, но слишком желчный Павел Чистяков как-то обронил: «Куинджи — это деньги!» Надо сказать, что Куинджи этого и не скрывал. Да, он действительно зарабатывал деньги и вкладывал их затем в недвижимость. А потом перепродавал ее уже с изрядным барышом. Как те свои три дома на Васильевском острове. Это давало ему обеспеченность и независимость от любых худсоветов.

В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра» стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, лишь произведение было освещено электрическим фонарем. В таком антураже казалось, что луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света.

Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум. Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле. В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.художник рисующий лунуКартина Архипа Куинджи «Лунная ночь на берегу Днепра»

В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». 

Над загадкою лунного свечения у Куинджи ломали голову молодые из семейства Бенуа. Ученики Академии художеств — Богаевский, Борисов, Рерих, Рылов и другие — души не чаяли в своем щедром и непридирчивом профессоре, внешне походившем на Зевса. Публика самого разного звания ломилась в залы Общества поощрения художников на его редкие выставки одной картины — событие по тем временам эксклюзивное — и безнадежно дежурила у дверей мастерской. Однако с коллегами по цеху — с передвижниками, да и с академистами тоже — отношения складывались непростые. С иными из них — с Николаем Ярошенко и Иваном Шишкиным — под конец жизни он насмерть рассорился.

Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем. художник рисующий лунуВ 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». художник рисующий лунуВ работе «Море. Крым» всего два цвета – охра и кобальт. И три персонажа – бездонное море, которое занимает основное пространство картины, ясное небо и кусочек земли… Лаконичный и столь узнаваемый образ прекрасного полуострова…

Однажды карикатурист Павел Щербов нарисовал и опубликовал карикатуру на художника Архипа Куинджи. Архип Иванович стоял на крыше своего дома и делал клизму вороне. А другая ворона, с перевязанной шеей, тем временем гадила, присев на краю крыши. Внизу негодовали дворники.художник рисующий лунуНадпись "Old judge" на рисунке - это псевдоним карикатуриста Павла Щербова, переводится как "старый судья".

Архип Куинджи славился не только своими светящимися пейзажами, но и любовь к птицам - он их кормил и собственноручно лечил, из-за чего художника прозвали "птичьи доктором". У Архипа Ивановича было доброе сердце, а вот с чувством юмора не сложилось - на карикатуру он очень обиделся.

- Это он, Щербов, знаете как? - говорил Архип Иванович. - Подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику два рубля дал, а можно было и за пятьдесят копеек. И как же так - вороне? Да это же никак невозможно, и на крыше... Это же она улетит. (Воспроизводится по воспоминаниям Якова Минченкова)

Не только карикатурист Щербов зло шутил над любовью Архипа Кинджи к птицам

От собственной жены художнику тоже доставалось. Вот что об этом пишет в мемуарах художник Яков Минченков:

Слабостью Куинджи была любовь к птицам. Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой-то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти. Жаловался на жену: «Вот моя старуха говорит: с тобой, Архип Иванович, вот что будет – приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных».
художник рисующий луну

Слева - портрет Архипа Куинджи, написанный его учеником Г.О. Калмыковым. Справа - портрет Куинджи, выполненный И.А. Владимировым.

Но, разумеется, есть и те, кто оставил восторженные отзывы о любви Куинджи к птицам

Из воспоминаний Николая Константиновича Рериха (он тоже учился в мастерской Куинджи):

Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний…

художник рисующий лунуЖивотные крайне редко появляются на пейзажах Куинджи. Но птиц в небе иногда можно рассмотреть. (Картина "Степь. Нива")

А критик Михаил Неведомский рассказывает даже о том, насколько обильные пиры закатывал для птиц Куинджи:

В Петербурге он возился с голубями, воронами, галками, воробьями. (В клетках, само собой разумеется, он птиц не держал). Он ежедневно кормил этих городских «захребетников» на вышке своего дома, а затем на крыше Елисеевского дома; больных, ушибленных забирал к себе и лечил. Особенно гордился Архип Иванович двумя операциями: «трахеотомией», которую он проделал над голубем с больным горлом (о ней я уже упоминал: этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а затем, однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом»… Из пернатых питомцев Куинджи одна галка со сломанным крылом жила у него целых два года, пока не была съедена кошкой… Для насыщения больных и здоровых расходовались ежедневно 1–2 французские булки; вороны получали вдобавок и мясо; а овса выходило до шести кулей в месяц… Из этого видно, в каких размерах производилось кормление…

художник рисующий луну"Ночное". А на этот пейзаж Куинджи попали лошади.

Архип Куинджи родился в семье сапожника, как говорилось уже выше, - на территории нынешнего Мариуполя (Украина). Но уже в раннем детстве осиротел (по разным данным - то ли в 3 года, то ли в шесть лет). Уже с 10 лет он зарабатывал на жизнь сам - работал на стройке. Став успешным художником, Куинджи уже никогда не бедствовал. По правде говоря, он стал очень состоятельным человеком. И дело не только в том, что его картины неплохо продавались. У Куинджи имелись и другие источники прибыли - он владел доходным домом, то есть сдавал квартиры в аренду.

Словом, средства на благотворительность у Куинджи были - и тратил их он не только на птичек. Когда художники умер, за его гробом, помимо коллег-художников и родни, шли бедняки, которые обращались к нему за помощью и которым он не отказывал. Незадолго до смерти Куинджи пожертвовал Обществу художников имени Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму - эти деньги предназначались для поддержки молодых художников и искусства. А ещё раньше, в 1904-м году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24-х ежегодных премий. Сам он с женой жил довольно скромно, без излишеств - большая часть дохода уходила на регулярную благотворительность.

В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.художник рисующий лунуКартина Архипа Куинджи «Христос в Гефсиманском саду»

В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Критики посчитали картину произведением, в котором прозвучала тема одиночества, обречённости человека, вступившего в конфликт с обществом. Считается, что разгадать смысл его произведений очень сложно, ибо художник не оставляет намёков и подсказок на тайное содержание своих полотен, так как в них якобы нет драматизма. Наивная идея добра и зла разрешена живописным порядком. Драматизм постепенно выявляется в зрителе, когда он всматривается в картину. Он появился ниоткуда, Христос в белых одеяниях, горящих фосфоресцирующим светом. На фоне тёмных деревьев Его фигура выглядит очень контрастно и создаёт удивительное впечатление. Фигура Христа залита лунным светом. Она расположена в центре, на Ней сходятся диагональные линии. Столкновение добра и зла художник передаёт, противопоставляя свет и тень, сопоставляя тёплые и холодные оттенки цвета, основные и дополнительные тона. Таких декоративных эффектов в русском искусстве начала 20 века никто не достигал. Христос, молча, смотрит на нас, и мы не отводим взгляда. Он идёт к нам, и мы чувствуем в сердце Его любовь, эту жизнеутверждающую силу взамен бренности земного бытия. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров:

«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия — фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.художник рисующий лунуКартина Архипа Куинджи «Радуга»

Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.

В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.художник рисующий лунуКуинджи выводит «формулу» дерева. В картине «Дубы» эта живописная «формула» напоминает клубящееся облако причудливой конфигурации. Художник проводит знак равенства между конкретно-земными и условно-небесными формами. Таким образом, художник как бы сближает «земные» и «небесные» формы. В стихиях природы Куинджи старался сопоставить противоположные их начала – ночь и день, порыв и покой, немощь и силу. Лунная ночь как бы олицетворяла бездонность мироздания. Солнце, наоборот, находится на поверхности небесной сферы и дарует жизнь.

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), художник рисующий луну«Облако», художник рисующий луну«Закат в степи», «Ночное» (1905-1908. выше). 

Личная жизнь

В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:

«Если не за Архипа, то только в монастырь».

художник рисующий лунуАрхип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова

Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.

В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.художник рисующий лунуАрхип Куинджи

После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.

Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.

Смерть

В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.художник рисующий лунуАрхип Куинджи на смертном одре

Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.

Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.художник рисующий лунуПамятник Архипу Куинджи

В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики Рерих, Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его. художник рисующий лунуКуинджи со своими учениками.

Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:

«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое — ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».

художник рисующий луну Могила Архипа Куинджи

Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.

Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» - на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.

Картины

художник рисующий луну1869 - "Исаакиевский собор при луне" художник рисующий луну1872 - "Осенняя распутица"художник рисующий луну1875 - "Бурьян"художник рисующий луну 1875 - "Осень. Пасмурный день над степью" художник рисующий луну1878 - "Вечер на Украине" художник рисующий луну1878 - "Закат солнца в лесу" художник рисующий луну1887 - "Крым. Берег моря" художник рисующий луну«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)художник рисующий луну1900 - "Закат в степи" художник рисующий луну1905 - "В Крыму" художник рисующий луну1908 - "Цветник. Кавказ"

Архип Иванович, выходец из семейства бедного мариупольского сапожника-грека, всей своей жизнью подтвердил, что достоин изначального прозвания (еменджи - трудовой человек): он действительно ломил как вол на ниве искусства. И денег, и недвижимости нажил немало, и потому к исходу дней стал, что называется, миллионщиком. Художник-капиталист в России в XIX веке, тем более среди передвижников, — это нечто. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников (на удивление, оно просуществовало до 1930 года). В его фонд мэтр положил несколько миллионов рублей, да еще передал в дар огромный земельный участок в Крыму. Было ли это тщеславным желанием прослыть новым Медичи или то была искренняя забота о молодежи — сказать трудно. Приятель-соперник Куинджи Иван Иванович Шишкин отзывался о нем неоднозначно: то «хитрый грек», то (что было чаще) — «чародей». 

Кстати, недавно об Архипе Куинджи вновь вспомнили. Причиной тому стала картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили во время выставки работ мастера в Третьяковской галерее. Могучий Ай-Петри решен Куинджи в монохромной гамме – кажется, мастер использовал все оттенки синего… И вот уже перед зрителем предстают величественные очертания знаменитой крымской горы.

художник рисующий луну

Хорошо, что буквально на следующий день полиция задержала 32-летнего Дениса Чуприкова, который объяснил, что при помощи полотна собирался рассчитаться с долгами. А вот про эту выставку я нашла замечательный материал и приведу его позднее

художник рисующий луну

https://zen.yandex.ru/media/art_cats/kak-arhip-kuindji-jivotnym-pomogal-a-liudi-izza-etogo-nad-nim-smeialis-5c4f4f27b7a28e00ae713a0a

https://24smi.org/celebrity/43454-arkhip-kuindzhi.html

https://iz.ru/796997/sergei-uvarov/put-v-nochi-drama-arkhipa-kuindzhi-i-ego-glavnogo-shedevra

https://www.culture.ru/persons/8240/arkhip-kuindzhi

http://www.theartnewspaper.ru/posts/6119/

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_19189/

Comments

Popular Posts